Консультации для родителей в летний период


Консультация "О летнем отдыхе детей"
*О путешествиях с детьми
*Солнце хорошо, но в меру
*Осторожно: тепловой и солнечный удар!
*Купание – прекрасное закаливающее средство


      Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным временем. Вместе с тем возникает немало вопросов, как это лучше сделать. И здесь, как нам кажется, в известной мере вам могут пригодиться наши советы.


О путешествиях с детьми


Ехать или не ехать с ребёнком на юг? - вопрос встаёт перед родителями довольно часто.


Что можно посоветовать по этому поводу? Если вы живёте в средней полосе и если речь идёт о грудном ребёнке, то вряд ли стоит отправляться с ним в продолжительную поездку. Поэтому самое лучшее – вывезти его на дачу. Точно так же нужно поступить и в тех случаях, если вашей дочери или сыну не исполнилось ещё трёх лет. Чем меньше ребёнок, тем тяжелее он приспосабливается к изменениям обстановки и климата. В этих благодатных местах в первые дни малыши становятся капризными, у них пропадает аппетит, появляются нарушения пищеварения и сна. Приспособление к новым климатическим условиям у детей первых трёх лет жизни продолжается иногда неделю, а то и две. Едва ребёнок успеет привыкнуть к новому климату, как надо собираться в обратный путь. Такой отдых для ребёнка чреват развитием различных заболеваний. В результате все затраты, заботы и хлопоты могут пойти впустую.


Солнце хорошо, но в меру


Летом дети максимальное время должны проводить на воздухе. Это касается и самых маленьких – грудных детей. Однако если более старшим дошкольникам разрешается понемногу загорать, то малышам прямые солнечные лучи могут причинить вред. Самая большая опасность – перегрев организма, солнечные ожоги, солнечный удар, поскольку маленький ребёнок обладает менее совершенной терморегуляцией и кожа его очень нежна.


До трёх лет световоздушные ванны можно проводить под навесом или в тени деревьев. При этом нужно соблюдать принцип постепенного обнажения тела ребёнка. Сначала от одежды освобождаются руки и ноги, а затем остальные части тела. Уже с 1,5 летнего возраста световоздушные ванны ребёнок может принимать в одних трусиках. Продолжительность первой такой ванны – 5 минут, затем время постепенно  увеличивается до 30-40 минут. Световоздушные ванны особенно рекомендованы детям с ослабленным организмом. Лучшее время проведения – с 9 до 12 часов, на юге – с 8 до 10 часов. Каждую световоздушную ванну лучше всего заканчивать водной процедурой.


Дети дошкольного возраста после недельного курса световоздушных ванн могут начать принимать солнечные ванны. Загорать ребёнок может лёжа, а ещё лучше во время игр и движении.


Солнечные ванны в сочетании со световоздушными ваннами, а также водными процедурами оказывают прекрасное укрепляющее действие. Дети становятся устойчивее к гриппоподобным заболеваниям, нежели те ребята, которые мало загорали.


Осторожно: тепловой и солнечный удар!


Специалисты не делают больших различий между этими состояниями. И это понятно. В основе как теплового, так и солнечного удара лежит перегревание организма. Причиной теплового удара является затруднение теплоотдачи с поверхности тела. Часто это связано с длительным пребыванием в жаркой, влажной атмосфере. При солнечном ударе возникает нарушение кровообращения в головном мозге.  Обычно это бывает, когда ребёнок ходит на солнце с непокрытой головой.


Чем меньше возраст ребёнка, тем он чувствительнее к действию жары и солнечных лучей. Поэтому перегрев организма у маленького ребёнка иногда может уже случиться  во время приёма световоздушных ванн.


При лёгком солнечном или тепловом ударе симптомы в основном однотипны. Это – головокружение, слабость, головная боль. У малышей часто отмечается расстройство кишечника. В тяжёлых случаях могут появиться судороги, рвота, потеря сознания. Во всех таких ситуациях нужно срочно вызвать врача, а до его прихода перенести ребёнка в тень, смочит голову и грудь холодной водой, не переносицу положить холодный компресс, приподнять голову. Дайте ребёнку попить и успокойте его.


Купание – прекрасное закаливающее средство


Купаться в открытых водоёмах можно начиная с двух лет. Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребёнку возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, глубокой тины, коряг, острых камней. В воде вместе с ребёнком обязательно должен находиться взрослый.


При купании необходимо соблюдать правила:


1.    Не разрешается купаться натощак и раньше чем через 1-1,5 часа после еды


2.    В воде дети должны находиться в движении
     3. При появлении озноба немедленно выйти из воды



Как организовать летний отдых
 Лето... Сколько радости несет эта пора малышам! И родителям следует  позаботиться, чтобы их ребята провели каникулы с максимальной пользой для здоровья.
      Одних ребят отправляют на дачу с детским садом. Там врачи, медицинские  сестры и воспитатели строго следят за режимом дня.. Другие проводят лето в деревне у бабушек и дедушек или уезжают с родителями.
      Вот о последних и пойдет речь. Обычно считают, что лучшее место отдыха — море. Действительно, мягкий климат, солнце, обилие фруктов! Но иногда лазурный берег не приносит желаемых результатов, ребенок не только не крепнет, наоборот, худеет, нервничает, плохо ест и спит. И все из-за резкой смены климата и привычных условий. И чем он младше, тем тяжелее приспосабливается организм к новой обстановке, тем больше подвержен тепловому и солнечному удару, так как еще недостаточно развита система терморегуляции.
      В плохом самочувствии "виновата" не только жара, но и неправильно организованный режим сна и питания: не подходящая для детей еда в ресторанах, кафе и шашлычных, выстаивания в очереди за завтраком, обедом и ужином. Иногда обед и вовсе заменяется бутербродом или булкой с молоком, фруктами, порой плохо промытыми. В результате — разного рода кишечные расстройства. А больным ребятам (порок сердца, заболевания центральной нервной системы, расстройства функции щитовидной железы) юг прямо противопоказан.
      Лучшее место отдыха — привычный климат. Основа хорошего отдыха — правильный режим сна и питания. Четкий распорядок основных элементов режима облегчит течение всех жизненных процессов. Особенно важно к этому приучить тех, кто осенью пойдет в школу.
     В летнюю пору надо побольше бывать на воздухе. Развивающемуся организму необходимы разнообразные движения. Дети обязательно должны играть! Мяч, кегли, скакалка — не только развлечение, это и полезные упражнения, развивающие точность и координацию движений, грацию и ловкость. Но физическая нагрузка должна соответствовать возрасту и состоянию здоровья. Детям ослабленным, страдающим хроническими заболеваниями, вредны чрезмерные возбуждения и физическое переутомление.
     Лето — самое удобное время и для начала закаливания. Закаливание повышает выносливость организма, сопротивляемость к разным заболеваниям, особенно к "простудным»— катарам верхних дыхательных путей, насморкам; способствует хорошему аппетиту и спокойному сну.
     Но приучать ребенка к температурным изменениям нужно постепенно  (постепенно облегчать одежду, снижать температуру воды при обтирании и обливании, увеличивать время пребывания под солнечными лучами и т. д.) и систематически, так как рефлексы, вырабатываемые в ответ на воздействие изменении внешней среды, должны закрепляться в течение определенного времени.
     При закаливании важен индивидуальный подход. Детям, страдающим  болезнями сердца, кожи, острыми расстройствами деятельности желудочно-кишечного тракта, повышенной нервной возбудимостью, перенесшим инфекционное заболевание, противопоказаны солнечные ванны, закаливание водой. В этом случае необходима консультация врача.
    Наиболее безобидный метод закаливания — воздушные ванны. Хорошо, когда большую часть времени ребенок проводит на открытом воздухе в трусиках или в  трусиках и майке, когда некоторое время в течение дня (только не рано утром) ходит босиком.
    Солнечные ванны проводят в сухом,  защищенном от ветра месте (лучшее время — 10— 11 часов утра). Стелят подстилки (одеяло) и укладывают ребенка голым на спинку, ногами к солнцу. Голову при этом покрывают панамкой. Затем поворачивают на бок, потом на живот и на другой бок. Время облучения каждой стороны тела —одна минута, всей солнечной ванны — четыре минуты. Через каждые три ванны продолжительность облучения каждой стороны тела   увеличивают на минуту, а всей ванны, следовательно, — на четыре минуты. Постепенно общая продолжительность ванны доводится до 15 минут. Через каждые шесть дней солнечные ванны заменяют воздушными.
     Хорошо закаливают организм и водные процедуры: обтирание, обливание и купание.
    Обтирание проводят следующим образом:  махровую варежку или тряпочку опускают в теплую  воду (30°), отжимают ее и быстро  смачивают грудь и живот, а затем вытирают насухо махровым полотенцем. Таким же образом обтирают спину.

Наилучший способ закаливания — купание.
     Кто из ребят не любит плавать в реке, в озере, в пруду? Однако начинать купаться можно при температуре воздуха не ниже 25—24°, а воды — 22—20". Причем первые два-три раза следует быть в воде не дольше 1—2 минут,
достаточно войти в воду и несколько раз окунуться. В дальнейшем время можно
увеличить до 6—8 минут. Злоупотребления приведут к ознобу, может появиться
"гусиная кожа", посинеют губы. Такое купание вместо пользы принесет
несомненный вред организму.
         Закаливание организма в большой степени зависит от того, как ребенок одет.
         Первое гигиеническое требование к летней одежде — предохранять от перегревания, то есть хорошо отражать тепловые солнечные лучи и способствовать
наилучшей отдаче тепла с поверхности кожи. Этим требованиям отвечает светлая одежда из хлопчатобумажных и льняных тканей свободного покроя.
В жару малышам лучше всего ходить в трусиках, а на голове — панамки или шапочки из легкой, светлой, пористой ткани. Белье также должно быть из светлой, легко стирающейся ткани (батиста, бязи, мадаполама), платья — из ситца, сатина, полотна, майи, поплина. Они хороню пропускают тепло, воздух и влагу. В платьях из капрона летом очень жарко: капрон не впитывает влаги, но хорошо пропитывается жировыми веществами, выделяемыми кожей, и становится непроницаемым для влаги и воздуха.
    Летом можно использовать и другой природный фактор, кроме сочетания  солнца, воды и воздуха. Мы имеем в виду изобилие фруктов, ягод и овощей, содержащих большое количество витаминов, и главным образом витамина С.
    Витамин С очень нестоек, он быстро растворяется под действием кислорода воздуха и в воде. В сырых овощах, фруктах и ягодах содержится гораздо большее количество витамина, чем в вареных. Поэтому полезны салаты из сырых овощей. Для салата используют капусту, морковь, свеклу, огурцы, помидоры, кроме картофеля. Овощи можно натереть или мелко нашинковать и заправить сметаной.
   Ягоды и фрукты тоже лучше употреблять сырые, но хорошо промытые. Ведь именно летом увеличивается заболеваемость желудочно-кишечными инфекциями, а возбудители чаще всего обнаруживаются в немытых овощах и фруктах. Поэтому мыть их надо очень тщательно под струей проточной воды, а затем обдавать кипяченой.
   Летом полезно заготовить на зиму соки из ягод и овощей, например из черной смородины или клубники (в этих ягодах содержится большое количество витамина С), из помидоров.
   В жару аппетит у детей несколько снижается. Набегавшись, они много пьют, а обедать, если в доме нет взрослых, не садятся, едят на ходу. С этой дурной привычкой надо бороться. Готовьте холодные свекольники, фруктовые, молочные супы; гарниры ко второму блюду — различные салаты из сырых овощей. Не забывайте и о молоке — летом оно особенно ценно, в день не меньше двух стаканов молока, кефира или простокваши.
   Для тех, кто остался в городе, необходимо использовать любой участок зелени, сад, парк, тенистую часть двора. В выходные дни обязательно выезжайте с детьми за город, в лес, на речку. И это, кроме пользы, имеет еще огромное воспитательное значение. Общение с природой, прогулки в лесу развивают наблюдательность у ребенка: если гуляете по лесу, расскажите о травах, растениях, цветах, назовите их; если показываете грибы, объясните, какие из них съедобные, а какие ядовитые, расскажите о животных и птицах — это поможет познакомиться с окружающим миром, разовьет чувство прекрасного.



КУДА ПОЙТИ С РЕБЕНКОМ В ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ ЛЕТОМ


Жизнь ребенка в семье всегда должна находиться под постоянным вниманием воспитателя детского сада. Нужно стремиться к единой линии воспитания умственных и нравственных качеств дошкольника в детском саду и семье. Особое внимание педагог должен уделять тому, как ребенок проводит дома выходной день. Если в выходной день ребенок будет видеть озабоченные лица родителей и все ту же будничную обстановку, у него не возникнет желания о чем-либо рассказать близким, поделиться с ними сокровенными мыслями, задать свои вопросы.


Поэтому воспитатели должны помочь родителям так организовать входной день, чтобы он стал действительно праздничным, интересным для ребенка, обогащенным новыми впечатлениями.


 Все это может сделать природа с её богатством растительного и животного  мира, с ее прекрасными ландшафтами. Тишина леса, чистота воздуха окажут благоприятное воздействие и на ребенка и на родителей.


В природе дети всегда имеют возможность увидеть что-либо интересное. На прогулке они получат заряд бодрости, а также массу незабываемых впечатлений на неделю.


Прогулка в парк

 В выходной день как можно раньше утром выезжайте с ребенком в парк или лес, когда воздух особенно чист, когда сверкающие глянцем листья еще не высохли от росы, когда особенно громко щебечут птицы. Покажите ребенку этот солнечный день в природе. Он пахнет распускающимися тополями, лимонным запахом кленов и медовым запахом ив. Покажите пчел, вьющихся над золотыми пуховками цветков.

Солнечный, погожий Выдался денек.
На тропинке каждой
Пляшет огонек.

(О. Высотская.)

Приучайте детей смотреть под ноги, на травянистый покров, на скромные цветы одуванчиков. Взгляните вместе с ними на душистую крапиву, на ее белоснежные цветки, отделанные "черным бархатом".

Прогулка на пруд

 Как только вода в пруду согреется и оживет в нем растительный и животный  мир, как только заспешат к пруду лягушки и жабы метать икру, пойдите туда с ребенком. Расскажите ему, что все это — наши верные друзья, защитники урожая, враги вредных насекомых.

Дети не должны обижать земноводных. Для этого их необходимо познакомить с жизнью лягушек и жаб. Можно поймать в начале мая немного лягушачьей икры и вывести  головастиков. Покажите  ребенку "удивительное в обыкновенном": из  прозрачной икринки в стеклянной банке выведется вдруг живое существо - головастик. Когда у него отрастут задние и передние лапы, малыша нужно  выпустить в пруд.

Прогулка на луг

 Раньше всех злаковых трав зацветает душистый колосок. Это из-за него так  хорошо пахнет сено. Запах кумарина (в июле) обнаружится в желтом и белом доннике. Колосок легко узнать среди других злаковых трав, он похож на колос лисохвоста, только более "взлохмаченный". Найдите его на лугу, на обочине дорог, среди трав, на опушке леса. Сорвите колосок и положите в карман. Вечером почувствуете вблизи себя аромат — это колосок привял и стал пахнуть. Попав на некошеный луг, полюбуйтесь цветущими травами, но особое внимание уделите цветущим злакам.

 Обычно дети считают, что трава не цветет, а раз не цветет — значит, незачем ее и беречь. Сорвите несколько разных злаков и рассмотрите. Оказывается, у каждого колоска — своя окраска: розовая, лиловая, золотистая, а цветки в виде тонких пленочек, из которых свисают оранжевые тычинки.

Собираясь с ребенком на луг, возьмите с собой школьную лупу или просто увеличительное стекло. Тогда вы убедитесь, что и злаковые травы цветут.

Расскажите детям, что злаковые травы — хороший корм для скота. И им станет понятно, почему нельзя бегать по некошеному лугу.

Прогулка на хлебное поле

Постарайтесь показать ребенку пшеничное, ржаное или овсяное поле во время колошения. Полюбуйтесь его неоглядной широтой. Рассмотрите колос, когда в нем будет заметно зерно.

 Очень важно познакомить ребенка с хлебными злаками. Многие дети еще не  знают, откуда пришел хлеб.

Небрежно обращаются с куском хлеба, незнакомы с трудом людей, создающих это чудо.

Покажите ребенку уборку урожая и расскажите о тружениках полей. Прочтите стихотворение Е. Серовой "О хлебе":

Ветерок спросил, пролетая: Отчего ты, рожь, золотая? А в ответ колоски шелестят: Золотые руки растят.

Прогулка в лес за цветами

Поезжайте в июне в лес, рощу, парк, чтобы познакомить ребенка с цветущими лесными травами и показать все богатство разнотравья.

В лесу в это время цветут колокольчик крупноцветный, ромашка, гвоздика, купальницы, ландыш и ароматная любка двулистная, или ночная фиалка.

Покажите детям цветы, охраняемые государством. Расскажите, что нельзя рвать редкие растения, можно лишь собирать их семена.

Я нашла в лесу фиалку, А срывать фиалку жалко. Пусть останется в лесу — Я лучше ландыш принесу. Я на ландыш поглядела, Пожалела ландыш белый. Пусть останется в лесу, Одуванчик принесу. (Из книги М.Лучич.)

Встречая в лесу цветущее растение, обратите внимание ребенка, что у каждого есть свое любимое место, где ему хорошо расти. Незабудка — в сыром месте у ручейка, гвоздика — на сухом солнечном пригорке, а колокольчики и ландыши — в лесной тени.

 Такие наблюдения помогут ребенку понять, что каждому растению и животному необходимы свои условия для жизни.

Прогулка к реке

 Поезжайте на реку. Сядьте на скамеечку у самого берега и п осмотрите, что делается на реке, какое оживление — плывут пароходы, баржи, моторки, лодки. Посмотрите, чем заняты люди на реке. Кто, куда и зачем плывут, поговорите об этом с ребенком. Послушайте, какое разнообразие звуков на реке!

Прогулка в лес за ягодами

В конце июня поезжайте с ребятами в лес за земляникой. Сначала полюбуйтесь земляничной поляной, усыпанной белыми цветочками с золотой серединкой и рубиновыми ягодами.

Не собирайте букетики из веток земляники с ягодами, так как на ветке, кроме красных, много еще и зеленых. Разъясните ребенку, что нет смысла выкапывать кустики земляники. Лучше найдите самую спелую и крупную ягоду, высушите ее, соберите с нее семена и посейте. Закройте грядку прелыми листьями, хорошо поливайте. Через два года у вас дома будет своя земляника.

 Когда будете рвать ягоды черники, то скажите ребенку, что каждому кустику э то—двести лет и что надо беречь их: не топтать и не вырывать с корнем. Учите рвать ягоды осторожно, чтобы не сломать тонких веток.

Прогулка в поле во время уборки урожая

 В конце лета пора с ребенком съездить в поле на уборку ржи и пшеницы, -осмотреть, как работают зерноуборочные машины.

Можно дать ребенку подержать спелый и тяжелый колос. Научите его отличать: из каких зерен пекут черный хлеб, а из каких — белый хлеб, т.е. ржаной и пшеничный.

 Расскажите ребенку о колхозниках, об их благородном труде. Прочтите стихотворение Ю.Котова "Калачи":

Вы откуда, калачи?

Как откуда из печи!

И куда идете?

К тем, кто в поле на работе!

Пусть их вдоволь поедят,

А лентяи поглядят.

Прогулка в розарий

Побывайте с ребенком в розарии. Посидите на скамеечке около роз, подышите воздухом, насыщенным их запахом. Обратите внимание на разнообразие, величину, формы, окраски цветков роз. Покажите ребенку розы, растущие маленьким деревцем, вьющиеся розы и т. д. Расскажите, для чего люди выращивают эти прекрасные цветы.

Прогулка за грибами

 Август — самый грибной месяц. Необходимо научить ребенка правильно собирать грибы. Обратите внимание на разворошенную моховую подстилку под деревьями, на взрытую землю от вырванной с корнем травы. Расскажите, что нельзя разрушать грибницу, что грибы надо аккуратно срезать, тогда они вырастут и на следующий год.

Научите ребенка отличать ядовитые грибы от съедобных. Разъясните, почему нельзя сшибать ядовитые грибы, такие, как мухомор (мухоморами лечатся олени, а червивые грибы нужны птичкам, они достают из них личинки насекомых).

Прочитайте детям стихотворение о грибах:

 Средь хвойного бора, Дремучего бора,
Нельзя не заметить
Меня, мухомора.
Большой, как тарелка, Пятнист я и красен,
Лечу я оленей,
Для них я прекрасен.
А вот для детишек
Я очень опасен.

(Е. Трутнева.)

Прогулка в зоопарк

 Пока еще звери в зоопарке находятся в летних помещениях, поезжайте п осмотреть, как они выглядят, сравните их жизнь сейчас с жизнью в вольерах. Обратите внимание на их повадки, послушайте голоса, поглядите на игры детенышей.

Попросите ребенка прочесть стихи С. Маршака о животных в зоопарке, которые учили в детском саду. Загадайте загадку о том или ином животном.

Литература для родителей

1.      Лучич М.Б. Прогулка в природе с детьми — М.: Просвещение, 1965.

2.       Казанец-Сизенко З.Д. Сезонные экскурсии в природу. В кн.: Природа и
 дети. — М.: Просвещение, 1966.
Веретенникова С. А. Альбом травянистых растений, ч. I. — М.: 1973


В копилку родителей




ХОББИ НА ЛЕТО … 


      И НА ВСЮ  ЖИЗНЬ


Все большему кругу родителей и педагогов
становится ясно, что, отлучив ребенка
от физического развития и активного движения, невозможно развивать его интеллект.
Специалисты утверждают:
дети умнеют через руки

Лето наступило стремительно, можно сказать, опять застав многих врасплох. Куда ехать в отпуск? Куда везти ребенка?
Месяц, возможно, удастся отдохнуть вместе всей семьей. А даль­ше?
Наверное, как обычно, малыш поедет с бабушкой на дачу. Там хорошо: воздух, солнце, овощи со своего огорода. И уже наработанный перечень «дел»: купание в реке, велосипед, песочница, качели, чтение перед сном.
Постепенно уходит в прошлое миф о том, что можно развивать интеллект ребенка, отлучив его от физического развития, от активного движения и спорта. Оказалось, что слабые физи­чески дети очень быстро отстают от своих сверстников и в умственной работе: быстрей утомляются, хуже решают задачи на сообразительность. Стало ясно, что развитие тела и ин­теллекта - неотделимые друг от дру­га вещи. Сегодня специалисты, рабо­тающие с маленькими детьми, утвер­ждают: дети умнеют через руки. Только выполняя простые конкретные задачи, создавая руками собственные произведения (из пластилина, из де­рева, из бумаги), ребенок осваивает мир вокруг, учится его чувствовать и понимать. Созидая, он вряд ли выра­стет разрушителем.

КАК  РАСТИТЬ
НАСТОЯЩЕГО МУЖЧИНУ

Знакомая ситуация в доме, где растет трехлетний малыш: все молотки, пилы, острые предметы, па­пины инструменты тщательно прячутся подальше в какой-нибудь че­моданчик, закрывающийся на надежный замочек. Все эти предме­ты «мужской» тематики приравнива­ются по степени риска чуть ли не к ядохимикатам. А как же иначе? Вдруг любимый сыночек ненароком паль­чик себе порежет или ударит молоточком по новому телевизору? Нет уж. Пусть сначала подрастет - тогда и молоток в руки получит. Но прохо­дит время и, к огорчению родите­лей, их сын, вырастая, совершенно теряет интерес к вожделенным ра­нее инструментам и главное, всякое желание что-либо ими делать. Во-первых, он и не знает, «с какого бока к пиле подходить», а во-вторых, ка­кая пила? На повестке дня уже со­вершенно другие интересы: компь­ютер и девочки. И не надо долго искать ответ, откуда такие мужчины сегодня берутся, что даже гвоздь в стену забить не могут? Мы же сами таких и воспитываем.
Наблюдения специалистов по всестороннему развитию личности ребенка  сводятся в данном вопросе  к следующему: желание ребенка  создавать что-либо своими руками, осваивать простейшие инструменты и ма­териалы имеет свой возрастной пик, который приходится приблизитель­но на 6-7 лет. Если к этому возра­сту ребенок не успел познакомить­ся, скажем, со сверлом или отвер­ткой, то, скорее всего, уже никогда не захочет. Благодаря исследова­ниям психологов, каждый родитель сегодня знает, какое огромное зна­чение для формирования психики и интеллекта ребенка имеет обыч­ная детская игра. И к каким нео­братимым последствиям приводит ее отсутствие. То же самое проис­ходит и в случае, когда взрослые лишают мальчика возможности приобретать навыки столярной ра­боты именно тогда, когда он испы­тывает потребность в этом. И вот здесь происходит не только созда­ние своеобразной преграды к бу­дущей возможной профессии ре­бенка, но и к воспитанию в нем настоящего мужского характера. Что дает мальчику работа с инст­рументами? Во-первых, она разви­вает волю: ведь ему надо научить­ся управлять не просто собствен­ными руками, но и различными предметами: пилой, молотком, гвоздями. Причем, управлять, при­кладывая силу. Во-вторых, нужно спланировать, что ты будешь де­лать и придумать, как это лучше осуществить. И, наконец, еще одно необходимое качество для мужчи­ны - чувство ответственности: ведь только ты хозяин этого дела и толь­ко от тебя зависит, получится сде­лать нужную вещь или нет. Конеч­но, поначалу трех-четырехлетнему ребенку без помощи взрослого не обойтись. А помощь эта вовсе не так обременительна и трудна, как кажется с первого взгляда.

«Если ребёнка ужалила пчела»

 Контакты детей с пчёлами и осами происходят чаще, чем с другими ядовитыми животными. При поражении острое оружие с силой вонзается в кожу и токсин проникает в кровь пострадавшего. Уколы наносят только самки. Ужаления пчёлами более тяжелы, чем укусы ос и шмелей, так как первые оставляют в ранке жало с ядовитой железой.

 РЕАКЦИЯ НА УКУСЫ:

1.     единичные ужаления вызывают местную реакцию (кожа краснеет, появляется припухлость, ощущается сильная болезненность, жжение, зуд, аллергическая реакция);

2.    ужаления в голову, кровеносный сосуд, в полость рта (головокружение, головная боль, тошнота, слабость, рвота, повышение температуры тела, обморок, крапивница, слезоточение, обильные выделения из носа).

3.   в тяжёлых случаях отёк гортани – осложнение, требующее экстренной медицинской помощи.

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ:

1.    осторожно  удалите жало с места поражения, чтобы не выдавить содержимое ядовитой железы в ранку;

2.   после извлечения жало следует уничтожить, чтобы случайно не попало на кожу (оно может вновь вонзиться с помощью сокращения мышц ядовитой железы);

3.   на место поражения приложите  лёд или полотенце, смоченное холодной водой.

4.   до прибытия врача нужно уложить ребёнка, высоко приподняв ему голову. Можно дать ребёнка таблетку противоаллергического средства.


ГРИБЫ

Наступил очередной грибной сезон. Из укромных мест извлечены корзины и походная одежда. Сбор грибов – занятие, таящее в себе определённый риск. Увы, отравление грибами не столь уж редки.

     Кто не слышал о чрезвычайной ядовитости бледной поганки? И всё же этот гриб, маскируясь то под шампиньон, то под сыроежку, нет-нет, да и попадёт к неопытному грибнику.
     В один из летних дней пятилетняя девочка, отправившись на прогулку в лес со своей двенадцатилетней сестрой, нашла гриб и попробовала его. Через несколько часов у неё началась тошнота, рвота. Её срочно госпитализировали. В больнице сделали промывание желудка и кишечника. После этого самочувствие девочки стало настолько хорошим, что родители вопреки советам врача поспешили забрать её из клиники. А спустя несколько часов состояние ребёнка ухудшилось, и вскоре девочка умерла. Как было установлено, причиной смерти явилось отравление бледной поганкой.
Именно так в большинстве случаев и происходит отравление детей, когда их оставляют без должного присмотра.

Бледная поганка уже давно снискала себе дурную славу своей ядовитостью. Каждый год из-за неё страдают во всём мире сотни людей, многие из них погибают. Столь высокая смертность объясняется не только сильным действием яда, входящего в состав этих грибов, но и его необычными свойствами. Основную роль в механизме отравления бледной поганкой играет аманитотоксин. 25-30миллиграммов этого яда, содержащегося в одном грибе бледной поганки, вполне достаточно, чтобы вызвать смертельное отравление. Кроме того, аманитотоксин совершенно не растворяется в воде, сохраняет свою ядовитость даже после 20-минутного кипячения. А, попав в организм, яд даёт знать о себе не сразу, а несколько часов спустя. Когда появляются признаки отравления, то спасать человека уже трудно: токсин гриба, проникший в кровь, удалить из организма сложно. Поэтому лечение не всегда даёт надёжные результаты.
         Каковы же симптомы отравления? Чаще всего возникают они через 6-12 часов после употребления грибов. Это – обильное слюнотечение, сильные коликообразные боли в животе, неукротимая рвота, расстройство кишечника. Из-за большой потери жидкости у пострадавшего развивается мучительная жажда. Сильные боли в печени сопровождаются быстрым развитием желтухи. Нередко возникают судороги, затруднённое дыхание, лицо принимает синеватый оттенок. С каждым часом больной слабеет, впадает в забытье. А через день-два может наступить трагическая развязка.


Чтобы избежать опасной встречи с ядовитыми грибами, нужно знать отличительные признаки грибов. Некоторые люди всерьёз думают, что ядовитые грибы как-то сигнализируют о своей ядовитости: неприятным запахом или вкусом, тем, что их не трогают черви и улитки. Как это ни печально, но подобные взгляды – опасное заблуждение. Отравившиеся, например, бледной поганкой нередко с большой похвалой отзывались о её вкусе, а запах её очень напоминает запах шампиньонов. Чем же тогда отличается этот гриб от шампиньона? Бледная поганка на нижней части ножки всегда имеет клубневидное вздутие, покрытое пленчатым чехлом.  В верхней части ножки – пленчатое кольцо белого, зеленоватого или бледно-жёлтого цвета. Пластинки на нижней  поверхности шляпки частые, белые, не меняющие своей окраски. В то же время у шампиньона эти пластинки – от бледно-розового до тёмно-бурого тонов, кольца, клубневидные утолщения на ножке и плёнки отсутствуют. Что же касается сыроежек, то главное отличие то же: у этого гриба нет клубневидного вздутия с пленчатым чехлом и кольца на ножке, характерных для бледной поганки.

Доскональное знание "портрета" бледной поганки позволит избежать опасных последствий. Разумеется, малыши не в состоянии всё это запомнить, поэтому за ними нужен, как говорится, глаз да глаз.
         На первый взгляд разговор об отравлении мухоморами представляет лишь теоретический интерес: мухомор, особенно красный, трудно спутать с каким-нибудь съедобным грибом. И всё-таки даже красным мухоморов отравляются. А ведь существуют ещё серо-розовый и пантерный мухоморы, которые куда более скромны по виду.
     И всё же отравления мухоморами крайне редки. Ядовитость мухоморов сильно преувеличена. Смертельные отравления очень редки и случаются лишь при поедании большого количества мухоморов. Объясняется это просто. Яд мухоморов оказывает только функциональное действие на нервную систему пострадавшего и не вызывает повреждения внутренних органов.
     Химический состав яда мухоморов и механизм его действия на организм человека сейчас хорошо изучены. Основное ядовитое начало мухоморов – мускарин. Несмотря на название ( "муска" - в переводе с греческого "муха"), мускарин совершенно безопасен для насекомых, но зато очень вреден для человека. 3-5 миллиграммов этого яда способны убить отравившегося. Принято считать, что такое количество мускарина содержится в 3 или 4 мухоморах.
       Своим названием мухомор обязан другим веществам, которые действительно убивают мух. Называются они токсоальбуминами.
       Симптомы отравления красным мухомором обычно развиваются спустя 30-40 минут 9реже через 1-2 часа). Пострадавший обычно потеет, у него начинается слюнотечение, расстройство кишечника с болями в животе, сужаются зрачки, замедляется сердцебиение, падает артериальное давление, наступает удушье.
     Если же человек съел пантерный мухомор, расстройство центральной нервной системы выявляется более резко.
     Наиболее тяжело отравление мухомором протекает у детей. Приведём довольно характерный по обстоятельствам пример.
      В одной из сибирских деревень два мальчика в возрасте трёх и четырёх лет съели сушёные красные мухоморы, которые родители берегли для приготовления отравы для мух. Спустя полчаса у обоих ребят развилась рвота и расстройство кишечника, затем возникло обильное потоотделение и слюнотечение. К вечеру появились судороги, пульс стал плохо прощупываться, оба ребёнка потеряли сознание.
       К счастью, медицинская помощь подоспела вовремя, и всё закончилось благополучно. Уже на пятый день дети совершенно здоровыми были выписаны из стационара.
       А эта история произошла в одном из дачных посёлков. Девочка трёх лет, гуляя по опушке леса рядом с домом. Нашла красный мухомор и решила попробовать его. К счастью, как потом выяснилось, она съела лишь часть гриба. Поэтому развилось не тяжёлое отравление. Однако девочку пришлось поместить в больницу.

Как видите, и в том и в другом случае виноваты родители, оставившие без присмотра маленьких детей. А ведь такая беспечность и неосторожность со  стороны взрослых могла стоить жизни ребятам! Взрослые обязаны всячески стремиться оградить детей от нежелательных встреч. С этой целью необходимо организовать на протяжении всего летнего периода повсеместный утренний просмотр лужаек, мест прогулок и игр детей в учреждениях и на дачах, с тем, чтобы своевременно удалить замеченные ядовитые растения и грибы. В период лесных прогулок родители, воспитатели и другие взрослые должны осуществлять строжайший надзор со всеми детьми  и особенно за теми, кто собирает цветы, грибы и травы, пробует их. Не следует так же забывать о тщательном контроле за использованием в пищу грибов, собранных более старшими детьми.
        Чтобы проводить эти мероприятия, и родители, и работники детских учреждений должны сами хорошо знать существо данного вопроса. Нелишне также запастись специальной литературой, красочными таблицами, буклетами и плакатами. Как говорится, всякий гриб в руки берут, да не всякий – в кузовок кладут. Каждый взрослый. Которому доверено здоровье детей, должен хорошо знать, какой гриб взять, а какой выбросить.



Итак, для того чтобы избежать отравления ядовитыми грибами, нужно собирать только те, которые вы хорошо знаете.
        Здоровье , и даже жизнь отравившегося грибами во многом зависят от того, насколько своевременно ему окажут медицинскую помощь. Следует помнить, что при любом отравлении грибами, пусть даже на первый взгляд не тяжёлый, необходимо немедленно обращаться к врачу. Но и до прихода врача нужно действовать быстро и решительно. При отравлении любым из ядовитых грибов следует постараться вывести ядовитые вещества из организма: принять слабительное, промыть желудок раствором марганцовокислого калия. Пострадавший ребёнок должен находиться в постели, ему вредно ходить и сидеть.
        Любое отравление грибами сопровождает рвота и расстройство кишечника, вызывающие обезвоживание организма и мучительную жажду. Чтобы облегчить состояние больного ребёнка, нужно давать ему холодную, слегка подсоленную воду, холодный чай, кофе, молоко.
     Лечат отравление грибами, как правило, только в больницах. Чтобы врачу легче было разобраться в причинах отравления, остатки грибов следует сохранить для исследования в лаборатории.









Комментариев нет:

Отправить комментарий